{Kristina Miller} (decorumba) wrote,
{Kristina Miller}
decorumba

Алтай. Гора Арча, тайга и вездеход.

Это будет последний пост про Телецкое озеро. Длинный и с большоооой кучей фоток :)

Конечно, за кадром осталось ещё много всего - и ночная прогулка от одной деревни до другой пешком по дороге, и деревенская дискотека, и куча интересных людей, но я не хочу утомлять общественность.

Кстати, нам встретилось действительно много классных людей, нам много помогали, много показывали, рассказывали, угощали. Огромное спасибо милой алтайке из аила! Она готовила на костре в нём национальные блюда, и всегда, завидев нас издалека, кричала - я знала, что вы где-то мотаетесь и не успеете на ужин на базе, отложила вам две порции теерпека, и ещё горячий тутпач и талкан! А мужчина, пытавшийся накормить нас зажаренным хариусом? А женщина, подробно рассказавшая, как собирать и ферментировать бадан, чтобы не покупать у неё же втридорога? Короче, люди - это совсем отдельная история. Всего не расскажешь.

Итак, начнём.

Гора Арча находится на правом берегу Телецкого озера, её высота - 1904 метра, но есть ещё гребешок, его редко указывают во всяких обзорах почему-то, поэтому полная высота горы 2001 метр. У её подножия труднопроходимая тайга, с медведями, кабанами, маралами и прочим животным изобилием. Затем на границе лесов начинаются альпийские луга, и на вершине - высокогорная тундра.
Мы очень хотели попасть на неё, но никак не везло с экскурсиями - постоянно набиралась толпа и мест для нас уже не было. Но наше везение - это нечто. В последний день нашего пребывания на Алтае в 6 утра меня будит звонок. Голос на том конце трубки спрашивает мой сонный организм, хотим ли мы ещё на Арчу. И если да, то через час нас уже заберёт проводник на машине. Да, конечно, хотим!
Нас встречает Александр на дивном подготовленном УАЗике. Мне сразу возмечталось посидеть за рулём и погонять на таком в грязи, но увы, это не моя машинка)
Грузимся, проезжаем село Иогач насквозь и углубляемся в лес. После первого же брода жаркое солнце заставило нас вынуть стёкла и закинуть их в салон.

Алтай (348).JPG

Набираем воды и прём дальше по лесовозной дороге.

Алтай (351).JPG

Александр везёт только нас. Вот оно, наше везение, снова дало о себе знать)
Вчера у него была группа аж тридцать человек, пришлось брать не этот УАЗ, а три буханки, ещё двух водителей из числа соседей и с горы они спустились в час ночи. Говорит, хорошо, что смог поймать сигнал и дать о себе знать по рации, иначе их бы уехали искать на квадриках. Такой порядок - если до семи вечера на связь не вышел, за тобой выехали) Обычно он водит большие экскурсии, но иногда вот так отдыхает. И да, если бы мы ехали на буханке, то пешеходная часть маршрута увеличилась бы на пять часов, так как буханка уже не пройдёт там, где пролезет этот подготовленный УАЗик.

На кедровой вырубке нас накрывает грозой и по дороге начинают бежать потоки воды. Хорошо, что дождь хоть и сильный, но кратковременный, пять минут - и нет его.

Алтай (353).JPG

Духота не исчезает, дорога становится хуже и сворачивает в глухую тайгу.

Алтай (359).JPG

Прям совсем плохая дорога:

Алтай (360).JPG

Подъём всё круче, болтает страшно. Я пыталась снимать на ходу, но бросила это гиблое дело. Руки сильно нужны, чтобы держаться. Вдруг остановка, дорогу преграждает упавший кедр. Александр говорит, что вчера его не было.

Алтай (363).JPG

Но мы ко всему готовы, есть топор и бензопила. Пилим, растаскиваем брёвна и лезем дальше. А, ещё мы обобрали шишки с кедра) Во время остановки любуемся брусничником, который покрывает всё вокруг.

Алтай (362).JPG

Тайга всё глуше. Из под колёс вспархивают куропатки, их там море!

Алтай (361).JPG

И вот дорога кончается совсем. Совсем, это значит совсем. Только мхи, в который проваливаешься по колено, кедры, пихты и лишайник. И гробовая тишина влажного леса. Наш путь вперёд выглядит вот так:

Алтай (365).JPG

Александр говорит, что в этом году ещё на этом вездеходе никого не возил, пешком ходили большими группами, поэтому заросло всё. Пихта для этой местности мусорное дерево, она глушит кедры, поэтому поступаем следующим образом. Нам приказано крепко держаться. Очень крепко. Мотор заурчал и... и мы врезаемся бампером в высоченную прогнившую пихту! Валим её на землю, с диким скрежетом проползаем по ней пузом машины и едем дальше. Благословен тот, кто придумал защиту днища.
Следующие полтора часа превратились в одно из крутейших ралли в моей жизни. Мы напролом шли через тайгу и валили деревья усиленным бампером. Кедры старательно обходили, кранты наступали только пихтам, которые Александр бы и так валил по осени, чистя лес. Это его охотугодья, 100 гектаров, и он за ними обязан следить. Чистить лес, класть соль маралам, вылавливать собирателей брусники, которая предназначена для медведей.

Алтай (366).JPG

Подъём очень крутой, держимся в машине руками и ногами враспор. У меня между ног проехал по полу под сиденьями топор и улетел в багажник, за ним уехал огромный контейнер с бутербродами (да, наш проводник нас ещё и кормил), один резиновый сапог и файер. Сквозь снятые окна хлещут мокрые после дождя ветки, в волосах хвоя, на ручках дверей висит борода лишайника.
Останавливаемся возле большого кедра, дальше курумняк, через него не проехать.

Алтай (368).JPG

Теперь топаем в гору пешком.

Алтай (383).JPG

Лес вокруг сказочный. И абсолютная тишина.

Алтай (384).JPG

Этот кедр взрослый человек один не обхватит:

Алтай (385).JPG

Под баданом камни, идти надо осторожно. Леса постепенно редеют:

Алтай (382).JPG

Начинаются альпийские луга:

Алтай (374).JPG

Как здесь должно быть красиво весной, во время цветения!

Алтай (371).JPG

Теперь приходится взбираться на каменистые уступы:

Алтай (391).JPG

И внимательно смотреть под ноги, хотя больше хочется по сторонам:

Алтай (421).JPG

Но лучше всё же под ноги:

Алтай (443).JPG

Отдыхаем 10 минуток на очередной террасе, взятой штурмом:

Алтай (413).JPG

Пялимся с высоты на дождь, идущий в горах:

Алтай (399).JPG

Александр уговаривает нас с Ольгой взобраться для фото на камень над обрывом, и вот они мы - потные, грязные, мокрые волосы прилипли ко лбу, лица обветрены после прогулки по Телецкому и распухли, как подушки... глазки-щёлочки... красота, одним словом.

Алтай (408).JPG

Вокруг красота. Воздух густой, тёплый, влажный, насквозь пропитан кедровым духом. Насморк, доставшийся мне в наследство за вчерашнее буйство на озере, здесь совсем исчез.

Алтай (402).JPG

Двинули дальше. Путь не близкий.

Алтай (404).JPG

Кедры уступают место высокогорной берёзе - низкой, до середины бедра, с гибкими прочными ветками. Она оплетает ноги, не ломается и можно запросто упасть.

Алтай (435).JPG

Теперь топаем только по этому коварному растению. Берёза растёт прямо из мха, кое-где разбавленного баданом, отцветшие соцветия которого торчат из зелёного моря сухими палками:

Алтай (473).JPG

Вершина, как всегда, неожиданна. Из кустарника вылетают куропатки, Александр пытается ловить, но куропатка проворнее и даже сфотографировать себя не дала)

Алтай (468).JPG

Где-то там Хакасия:

Алтай (471).JPG

А чтобы посмотреть в сторону Монголии, нам надо залезть на гребешок:

Алтай (488).JPG

Красиво:

Алтай (486).JPG

Забираемся только мы с Олей, Александр заявил, что и так почти каждый день сюда взбирается, и он лучше полежит вот прям тут, в берёзе. Мы решаем полежать уже там, на вершине.

Алтай (478).JPG

А вот и она.

Алтай (483).JPG

Можно падать на мягкий мох. Ой, нет, тут до меня был марал:

Алтай (484).JPG

Падаю рядом с берёзкой.

Алтай (491).JPG

Прямо над нами проходит дождевое облако, но природа нас щадит и дождь так и не проливается:

Алтай (504).JPG

Пора спускаться к Александру. Он там уже бутерброды с вяленой кониной и помидорами разложил.

Алтай (496).JPG

Целый час мы сидим на мхе, болтаем и едим. Спрашиваем его про жизнь в деревне. Вообще, мы про это спрашивали у всех местных, нам много чего рассказали.
Он рассказал про себя - есть жена, две дочки, младшей всего три годика. Когда младшей был годик, застряли зимой в тайге в горах, были на двух снегоходах, везли маралятину. Жену с девочками отправил на одном, сам остался со сломанным и с санями, всю ночь ждал подмогу.
Бедность их деревень сильно преувеличена, у каждого есть машина, катер, снегоход, квадроцикл. Квадрики освоили даже древние бабульки, на них удобно ездить в супермаркет и на рынок, и забирать рыбу у мужа-рыбака с берега. У Александра есть Камри, две буханки, вот этот УАЗик, пять снегоходов (он зимой на них группы в горы водит), три квадрика и небольшой катер.
Летом жаркий сезон, он почти всегда в горах, водит в горы, в пещеры, на озёра, сдаёт свой охотничий домик рыбакам на форелевом озере. Жена с девочками внизу, в деревне, кормит отдыхающих, сдаёт домик, собирает травы, ферментирует чаи и сдаёт их, плюс шишки. Говорит, денег хватает, вчерашняя группа туристов принесла ему 105 тысяч, платная рыбалка на катере приносит 10 тысяч в день. Мясо не покупают, маралятины много, рыба, свой огород, зимой охотники приезжают, за неделю 40 тысяч с человека. Ещё Александр с другом делают срубы домов из кедрача на заказ, у них своя фирма, полтора миллиона за готовый сруб. И там все так, пьяниц почти нет, некогда. Коренные алтайцы в 90-ые многие пили, сейчас почти все завязали. Так же водят туристов, многие водят на лошадях в многодневные туры, держат пасеки, режут сувениры из кедра, делают лекарственные мази.
Бросаем прощальный взор на горы и трогаемся в обратный путь, в тайгу.

Алтай (507).JPG

Ольга героически преодолевает высокогорную берёзу:

Алтай (516).JPG

Спускаться проще и быстрее. Бороздишь себе сквозь растительность по пояс, как фрегат сквозь морскую пену, и радуешься, что тут нет ни клещей (высоко), ни комаров. Комаров на Телецком вообще нет.

Алтай (442).JPG

Александр жаждет запечатлеть нас на толстом стволе кедра. Покоряемся. Всё те же опухшие морды лица с глазками-щёлочками. Как нам сказала одна такая же обветренная женщина - тут все становятся немного алтайцами...

Алтай (441).JPG

Кедр красавец. Даже не смотря на то, что в него когда-то била молния, вполне себе жив.

Алтай (438).JPG

Живописен, стервец:

Алтай (518).JPG

Смотрим под ноги. Тут кабанья тропа и идти почти легко:

Алтай (517).JPG

Углубляемся в лес, огибая коряги:

Алтай (431).JPG

Душный лес опять предлагает нам подышать смолой:

Алтай (383).JPG

Добредаем до машины и едем на вырубку, попутно пропалывая гнилые пихты. На вырубке нас ждут чай на костре со смородиновыми листьями, остатки бутербродов, проворные зверьки стожки, снующие по брёвнам, и получасовой отдых. Александр заодно делает себе ручку для банной двери.

Алтай (524).JPG

Кидаем взгляд на кедры на склоне:

Алтай (521).JPG

Загружаемся и едем на базу.

Алтай (525).JPG

Вот такое оно было, наше путешествие.
Вечером нас ждала алтайка в аиле с национальной кухней, ей кто-то сказал, что видел нас, уезжающих с Александром. Она сразу поняла, что будем мы поздно, нигде поесть не успеем и решила не закрывать аил, а подождать нас. Задержаться ей пришлось на три часа. Накормила, чаем на травах напоила, кедровым вареньем угостила и уехала на буханке. За рулём сидела её помощница, древняя бабулька.
За час до полуночи мы вышли с ужина и решили запалить прощальный костёр на берегу Телецкого. Взяли спички, термос, плед под попы и сели наблюдать серебрящийся под луной туман. Не забыли ещё, как разжигать костры с одной спички. Тишина, ленивый плеск ночного озера, вокруг никого, жар огромного костра, ветка кедра над головой... сидели до трёх ночи.
Каждый раз зарекаюсь делать вертикальные фото, но вот неймётся, ага.

Алтай (173).JPG
Tags: Алтай, Сибирь, лето, отпуск, природа, я

• Про всякое

Отучилась на курсе изготовления дредов, повышение квалификации у меня. Очень увлекательно, и не скажу, что просто. Уже долбанула двойным крючком себе…

• Мысли вслух

Я таки решилась менять работу. Дизайн, прощай. В тебе много прекрасного, но ты меня достал. С каждым годом в этой сфере всё меньше денег и всё…

• Бегаю по потолку

Я вернулась. Горы подарили мне немного душевного спокойствия и много физнагрузки. Сейчас снова пахота - до восьми вечера я работаю, потом я развожу…