{Kristina Miller} (decorumba) wrote,
{Kristina Miller}
decorumba

Алтай. Часть 2. Перевал Кату-Ярык.

Чулышман - одна из самых крупных рек Горного Алтая, длина 240 км. И ещё и самая полноводная река, впадающая в Телецкое озеро.
В верховьях он тих и уютен, но примерно через 20 км от своего истока в высокогорном озере Джулукуль Чулышман набирает силу и становится очень опасным. Можно сказать без преувеличения, что Чулышман это река-убийца. Его очень любят сплавщики всех мастей, но надо помнить, что категория реки - четвёртая, с вкраплениями пятой, и шестой, самой высшей категории сложности. Дело в том, что этот водный поток протекает через несколько природных зон, например, высокогорную тундру, плотную кедровую тайгу, горную сухую степь, и потому характер препятствий на реке постоянно меняется. Бочки, валы, затяжные каскады, водопады, торчащие скалы, глухие скальные коридоры, между которыми зажат ревущий поток... многие интуристы-сплавщики специально едут сюда, чтобы на одной реке потренировать все типы сложности, о российских и говорить нечего. Здесь проводятся иногда чемпионаты мира по экстремальному сплаву.

А ещё Чулышман знаменит своим каньоном, водопадами и перевалом Кату-Ярык.
Долго раздумывали, ехать ли туда. Теоретически, если уж ехать, то тогда надо исследовать долину, посетить водопад Учар, каменные грибы, выбраться на южный берег Телецкого озера, походить по тропам вдоль долины... Это достойно отдельного путешествия. Но всё же решили поехать и посмотреть хотя бы с обзорки, а заодно добыть себе те стандартные виды, которые, наверное, фотографируют все туристы. Да и ладно!

Утро выдалось пасмурное, ехать далеко - от Чуйской степи-то! - да и дорога плохая, но нас ничего не страшило. Быстренько миновали Акташ и покатили по пылище. Вскоре проскочили через Красные Ворота:

Ущелье Красные Ворота получило своё название из-за цвета скал - порода здесь содержит в себе киноварь, то есть ртутную руду.
Дальше как-то быстро проскочили все озёра и болота Улагана, зато погода как раз начала улучшаться. Но озеро Киделю нас всё же заставило выйти и сделать, опять таки, типичное туристическое фото:

А ещё по пути нам встречалось просто какое-то запредельное количество лошадей. Они буквально под каждым кустом и за каждым деревом:

Одни охотно позируют:

Другие романтично скрываются от нас в чащобе:

Продолжаем катить к нашей цели... уже совсем близко! Спугнули кабаргу, которая лёгким прыжком улетела от нашей машины в лес, только её и видели... Такая редкая удача, и никто не успел заснять, увы. Очередное озеро по пути:

И вот наконец добрались. Вот он, перевал Кату-Ярык. Хотя на самом деле переваливать никуда не надо, по нему можно только подняться на Улаганское нагорье или спуститься в долину Чулышмана, то есть формально это не перевал. Но зачем подвергать критике устоявшиеся названия, правда же?

Тем более, что перевал так красив, а долина - вообще чудо. Каньон просто грандиозный, к сожалению, фотографии этого совершенно не передают.

Погода здесь часто стоит довольно засушливая и жаркая, и это так удивительно в сравнении с болотистым и дождливым Улаганом по соседству. Мои ноги наступают на нагретые солнцем камни, в воздухе головокружительный запах полыни, звон кузнечиков и ровный гул сорокаметрового (это только высота свободного падения воды!) водопада Карасу.

Домики турбаз кажутся игрушками. А человека на конце утёса видите? А он там есть.

Красота...

Там можно долго ходить по гребню, являющемуся смотровой площадкой, и открывать для себя новые виды, новый свет, новый ракурс... Мы там пробыли около двух часов, пообедали по-походному выданными нам на базе бургерами и чаем с горелки, сидя на циновке с видом на долину Чулышмана, да и отправились в обратный путь. Ибо ехать нам совсем не близко.

Пожалели ли мы, что угробили день на поездку в такую даль ради этих двух часов? Однозначно нет. Возможно, кому-то это покажется странным, но для нас справедлива поговорка, что бешеной собаке семь вёрст - не крюк :)
На базу приехали позно, а там, оказывается, праздник. Администрация кемпинга угощает всех желающих неимоверной вкуснотищей - говядина средней прожарки на раскалённом камне. Нам сразу кто-то сунул в руки вилки, подпихнул к костру и вот мы уже жуём.

А всего-то и нужно, что немного дров, кубометр верблюжьего кизяка, большой тонкий плоский камень, найденный в степи и чуточку мастерства волонтёра Михаила :)
Ну, и конечно, ещё немного сочных овощей к мясу, запекаемых тут же, и ароматного хлеба с хрустящей корочкой. Все рестораны идут нафиг строевым шагом. Да и куда им, когда вот тут мясо, там - искры жаркого костра, в трёх метрах журчит ледяной ручей, а над головой - мириады звёзд?

А потом у кого-то нашлось тёмное пиво, кто-то принёс коньяк... ну, в общем, спали мы крепко, а во сне видели долину Чулышмана.

Первая часть ТУТ
Tags: Алтай, Сибирь, лето, отпуск, природа

• Хонда

В прошлые выходные умерла наша рыжая собачень, это тяжело, но Хонде было 15 лет и уже просто пришло время. Лабрадоры доживают обычно лет до 11, так…

• Собачья жизнь

Собачка наша что-то вдруг отказалась от еды и стала очень вялой. Мы с мужем переглянулись и повели животное к ветеринару, хотя так-то понятно - всё…

• Мёрзну

Опять будет просто про жизнь. Сейчас у нас холодрыга, -20°С. Дома что-то тоже не жарко. Поэтому я выложу фотографии с золотой осенью, никто ж не…